|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Работа с договорами: делопроизводственные нюансыСтатья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 5 (137) май 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. В очередной статье, посвященной особенностям работы с договорами, мы расскажем об основных правилах их согласования, регистрации и хранения.
КТО ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ДОГОВОРАМИ?Существует два подхода к работе с договорами в организации: централизованный и децентрализованный. Централизованный подход подразумевает наличие в организации специального структурного подразделения или рабочей группы, которая занимается договорами. Задача исполнителя – доставить проект договора или оферту в этот отдел, а согласованием, учетом и хранением будут заниматься специалисты. Децентрализованный подход предполагает, что каждый исполнитель ведет свои договоры самостоятельно. Но даже если в компании практикуется децентрализованный подход, хранить все оригинальные экземпляры договоров нужно в одном месте: у секретаря, юриста, в канцелярии и т.д. Понятно, что большинство организаций начинают с децентрализованного подхода: было бы странно тратить ресурсы на договорной отдел, если вся организация состоит из директора, бухгалтера и команды продавцов. Однако с ростом компании и объемов заключаемых договоров следует постепенно приближаться к централизованной системе работы.
СОГЛАСОВАНИЕ ДОГОВОРОВ: КТО УЧАСТВУЕТ В ПРОЦЕССЕ?Начальным и обязательным этапом работы над готовым проектом договора или офертой является согласование. Генеральный директор, подписывая договор, должен быть уверен, что заключает соглашение с добросовестным контрагентом, что сумма договора и налог на нее рассчитаны правильно, а сам договор не содержит таких условий, которые в будущем обернутся неприятностями для его бизнеса. Поскольку лично проверить каждый документ руководитель не в состоянии, договор должен пройти процедуру согласования. Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, и он может меняться в зависимости от вида договора. Однако любой договор обязательно рассматривают главный бухгалтер, финансовый директор (финансовый аспект) и юрист (правовая экспертиза). Если в компании есть служба безопасности, в ее задачи входит проверка репутации контрагента. Если компания использует систему электронного документооборота (СЭД), согласование проводится в соответствии с правилами этой системы. Лучше, если это будет параллельное согласование, т.е. договор отправится одновременно всем согласующим лицам. В отсутствие СЭД ее может заменить почтовый клиент с функцией голосования (например, MS Outlook) или программный продукт, разработанный специально для этих целей. Так или иначе, принципиальный момент электронного согласования состоит в том, что электронная копия договора попадает на согласование одновременно ко всем специалистам, а оригинальный экземпляр документа все это время находится у исполнителя. Последнему останется только сформировать и распечатать лист согласования, приложить его к договору и передать на подпись. В случае если в организации не внедрена СЭД, исполнитель лично передает договор каждому из согласующих лиц и следит за тем, чтобы они поставили подписи в листе согласования (Пример 1).
Пример 1 Лист согласования к договору
Можно разработать отдельный лист согласования для каждого вида договоров с перечнем лиц, которые согласовывают эти договоры. Второй вариант – разработка универсального листа согласования с перечнем всех согласующих лиц на предприятии. При согласовании конкретного договора исполнитель будет выбирать из этого перечня нужных лиц и передавать договор только им.
Обратите внимание Срок, в который должностное лицо должно произвести согласование, прописывается в регламенте по договорной работе.
Если сторонам не удалось договориться На практике далеко не всегда участники договора полностью принимают условия соглашения, предложенные другой стороной. Например, должностное лицо просто не согласует оферту. Как быть в этом случае и все-таки довести договор до подписания? В данной ситуации готовится особый документ – протокол разногласий. Обратите внимание, что к проектам договора это не относится: в организации, которая является автором соглашения, исполнитель вносит необходимые изменения в документ. Протокол разногласий оформляется для оферт, т.е. для договоров, присланных в организацию для подписания контрагентом. Протокол разногласий состоит:
Пример 2 Протокол разногласий к договору, подписанный сторонами
Протокол разногласий к договору возмездного оказания услуг от 03.02.2014 № 3457/14/У Москва 03.03.2014
Общество с ограниченной ответственностью «Диалог» в лице генерального директора Яблокова Василия Николаевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Аскон» в лице генерального директора Романовой Анны Викторовны, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем Заказчик, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, согласовали разногласия к договору возмездного оказания услуг от 03.02.2014 № 3457/14/У следующего содержания:
М.П. М.П.
ПОДПИСЬ И ПЕЧАТЬ НА ДОГОВОРЕПраво подписания договора должностным лицом (например, генеральным директором) может содержаться в учредительных документах предприятия или передаваться по доверенности. В последнем случае второй стороне договора нужно очень внимательно отнестись к изучению доверенности: дает ли она право подписания договоров именно этого вида и именно на эту сумму, не просрочена ли она и т.п. Подписывает договор то должностное лицо, которое указано в преамбуле (Пример 3).
Пример 3 Доверенность на право заключения договоров
Общество с ограниченной ответственностью «Реконструкция» (ООО «Реконструкция»)
ул. Зеленая, д. 256, офис 43, г. Москва, Российская Федерация, 123434 ОГРН 1234567890123 ИНН/КПП 1234567890/123456789
Доверенность № 232 Пятое мая две тысячи четырнадцатого года Город Москва
Общество с ограниченной ответственностью «Реконструкция» в лице генерального директора Костарева Дмитрия Олеговича, действующего на основании Устава, в дальнейшем именуемое Доверитель, уполномочивает коммерческого директора Никитину Викторию Петровну (дата рождения: 10.08.1979, место рождения: г. Звенигород, паспорт 11 11 № 222222, выдан 31.03.2000 УВД Октябрьского района г. Звенигорода, адрес места проживания: ул. Бабаевская, д. 14, кв. 154, г. Москва, 123434), далее именуемого Доверенное лицо, подписывать от имени Доверителя договоры купли-продажи на сумму до 3 000 000 (трех миллионов) рублей.
Настоящая Доверенность действительна по 31 декабря 2014 г. Полномочия по настоящей Доверенности не могут быть переданы другим лицам.
Подпись Доверенного лица Никитина удостоверяю.
Генеральный директор Костарев Д.О. Костарев М.П.
Подписи располагаются в самом конце, в разделе «Реквизиты и подписи сторон». За каждой подписью следует ее расшифровка, после чего подпись должностного лица заверяется печатью. Мерой обеспечения безопасности договора является написание расшифровки подписи от руки. Многостраничные договоры часто дополнительно защищают, проставляя подпись без расшифровки и печать на каждом листе (Пример 4).
Пример 4 Оформление раздела договора «Реквизиты и подписи сторон»
Законодательством не предусмотрено требование заверять подписи в договоре печатью, это относится, скорее, к обычаям делового оборота. Однако в самом договоре может содержаться условие о том, что он подписывается «живой», а не факсимильной подписью, после чего подпись заверяется печатью, например:
Что касается печати, то, опять же, неясно, использовать основную печать организации или достаточно печати «Для документов» или «Для договоров». Если договор не содержит специальных условий на эту тему, то можно воспользоваться дополнительными печатями, предназначенными именно для договоров. Другими словами, дополнительную печать «Для счетов» или «Бухгалтерия» на договор ставить нельзя.
РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРОВ: ЕСТЬ НЮАНСЫПодписанный договор подлежит регистрации*. Небольшая сложность состоит в том, что зарегистрировать договор должна каждая из сторон, а значит, один документ получит два совершенно разных номера. Рассмотрим несколько ситуаций. ▪ Ситуация 1: договор еще не имеет номера. Если договор еще не зарегистрирован ни одной из сторон, организация, регистрирующая его первой, присваивает документу свой порядковый номер и проставляет его в преамбуле, рядом со словом «Договор», например:
или
▪ Ситуация 2: в организацию поступил для подписания договор с номером. В этом случае Компания регистрирует оферту и проставляет номер: • в преамбуле, через дробь от существующего номера, например (выделено полужирным):
Договор поставки оборудования № 1332/1/2014/234-П-МТО-14
• или в штампе, который ставится на оборотной стороне последней страницы договора, например:
В первом случае номером договора будет считаться вся длинная конструкция, написанная после знака «№». Во втором – в журналах регистрации обеих сторон договор будет числиться под номером, указанным в преамбуле, а номер из штампа останется внутренним индексом той организации, которая его присвоила. Отметим, что второй такой метод регистрации договоров менее распространен.
Регистрационный индекс договора организация «изобретает» сама Состав регистрационного индекса, или номера, договора каждая организация устанавливает сама. Самый простой способ – валовая нумерация – подходит только тем компаниям, которые заключают однотипные договоры или в организации их пока небольшое их количество. Чем больше соглашений, тем разнообразнее регистрационные индексы. В них может входить, например, буквенное обозначение вида договора (КП – купля-продажа, П – поставка, А – аренда, С – страхование и т.п.), буквенный или цифровой код подразделения-исполнителя, год заключения договора и другая информация, необходимая для быстрой идентификации соглашения по его номеру.
Информация о договоре вносится в Журнал регистрации договоров (Пример 5).
Обратите внимание Некоторые виды договоров подлежат государственной регистрации, например: договор аренды, договор об ипотеке и др.
Пример 5 Журнал регистрации договоров
ДАТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА – ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ МОМЕНТСогласно п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Таким образом, датой заключения договора будет считаться день получения стороной, готовившей договор, экземпляра, подписанного другой стороной. Документально зафиксировать эту дату можно следующими способами: • собственноручной подписью представителя контрагента, получившего договор на руки; • путем отправки договора по почте заказным письмом с простым уведомлением. На вернувшемся в организацию простом уведомлении будет стоять подпись работника контрагента, получившего письмо, и дата получения. Если по какой-либо причине уведомление не вернется (что редко, но бывает), можно направить запрос на почту. В ответе на запрос будет указана дата получения письма адресатом. Отправлять договор контрагенту нужно с сопроводительным письмом. Это дополнительная гарантия того, что документ попадет к адресату: факт принятия письма с приложенным к нему экземпляром автоматически будет означать получение договора. Текст сопроводительного письма к договору может быть следующим:
Реквизит «Отметка о наличии приложения» оформляется в соответствии с п. 3.21 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
ХРАНЕНИЕ ДОГОВОРОВХранение договоров должно быть централизованным. Нельзя допускать «рассеивания» документов по исполнителям, ведь люди могут уволиться или получить повышение, а также уйти в отпуск или на больничный. При этом далеко не всегда работники передают дела своим преемникам. Как быть, если через несколько лет понадобится оригинал договора, который, согласно отметкам в журнале, хранится у давно уволившегося работника? Выход здесь только один: хранить оригинальные экземпляры договоров в одном отделе. Логично, что это будет тот же отдел, который отвечает за регистрацию и согласование договоров. При децентрализованной системе работы нужно обязать исполнителей передавать договоры на оперативное хранение в юридический отдел, службу ДОУ или секретарю. По истечении положенного времени документы в общем порядке будут переданы на хранение в архив организации. Чаще всего для работы с договором вполне достаточно его электронной копии, а бумажный экземпляр с «живыми» подписями и печатями может оставаться в папке на полке. Поэтому важной частью процесса регистрации договора должно стать его сканирование. Скан-копии договоров могут храниться в том же подразделении, что и оригиналы, и высылаться работникам организации по запросу. При более строгой системе обеспечения безопасности для предоставления копии договора может понадобиться основание – служебная записка с резолюцией руководителя подразделения, ответственного за хранение. Выдача заверенных копий или оригинальных экземпляров договора производится по письменному запросу и фиксируется в Журнале выдачи оригинальных экземпляров и заверенных копий договоров (Пример 6). Поскольку ключевую роль в журнале играют собственноручные подписи сотрудников, он ведется в бумажном виде.
Пример 6 Журнал выдачи оригинальных экземпляров и заверенных копий договоров
Оперативное хранение договоров осуществляется на основании номенклатуры дел организации. Срок оперативного хранения устанавливается в локальных нормативных актах, регламентирующих хранение документов компании, и может составлять, например, три года со дня истечения срока договора. Через три года будет проведена экспертиза ценности, после чего договоры будут сформированы в дела и переданы в архив.
РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАБОТЫ С ДОГОВОРАМИДелопроизводство по договорам является, как правило, лишь частью системы договорной работы организации, которая регламентируется довольно объемными локальными нормативными актами, например: Положением о договорной работе, Порядком подготовки, контроля исполнения и хранения договоров гражданско-правового характера и т.п. Подобные регламенты разрабатываются юридической службой организации и утверждаются генеральным директором, а секретарь руководствуется лишь той их частью, которая регламентирует его участие в договорной работе. Приведем фрагмент Положения о договорной работе коммерческой организации, освещающей вопросы делопроизводства договоров и не использующей СЭД, с централизованным подходом к работе с договорами (Пример 7).
Пример 7 Фрагмент Положения о договорной работе коммерческой организации, освещающей вопросы делопроизводства договоров
[…]
[…]
*О регистрации договоров в MS Excel см.: Ключко Н.В. Электронный журнал регистрации договоров в MS Excel. С. 68–72.
Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству |
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |