|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Положение как организационно-правовой документСтатья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 8 (140) август 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц. В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.
Наша справка К организационно-правовым документам относятся:
Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.
ВИДЫ ПОЛОЖЕНИЙ
Наш словарик Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.
В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:
Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно. Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.
Обратите внимание
Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.
ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИПоложения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.
Основные разделы Положения о подразделении и их содержание
РЕКВИЗИТЫ ПОЛОЖЕНИЯПри подготовке положения оформляются следующие реквизиты документа:
Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.
Автором положения может быть как филиал, так и структурное подразделение – в этом случае его название указывается под наименованием организации (см. Пример 1). Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).
С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).
Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом – обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).
Пример 1
Верхняя часть положения, изданного филиалом организации
Пример 2
Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями
Москва
Если согласование осуществляют документом, то гриф согласования включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование документа, его дату и номер. Заполненный лист согласования подписывается и датируется (см. оба варианта в Примере 3).
Пример 3
Лист согласования к положению
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
ПОЛОЖЕНИЕ РАЗРАБОТАНО. ЧТО ДАЛЬШЕ?С утвержденным положением в обязательном порядке следует ознакомить всех заинтересованных работников предприятия: если это положение об отделе, то всех работников отдела; если положение о работе с претензиями – всех, кто работает с претензиями, и т.п. Каждый новый работник организации в свой первый рабочий день должен изучить все положения и инструкции, по которым ему придется работать. Виза ознакомления оформляется по аналогии с визой согласования, но выполняется собственноручно: работник пишет «Ознакомлен» или более подробно «С Положением о премировании ознакомлен», указывает свою должность, расписывается, расшифровывает подпись и указывает дату ознакомления.
Кстати
Вопрос о том, где писать данные об ознакомлении с документом, решается по-разному. Можно оформить лист ознакомления с документом, который подшивается к положению. Когда будет заполнен один лист, нужно подшить другой и т.д.
Визы ознакомления с положениями, касающимися трудовых отношений с персоналом, могут вписываться прямо в трудовой договор с работником еще до его подписания.
Положение является бессрочным документом и действует с момента своего утверждения до отмены или замены новым. Периодически (раз в несколько лет) положение нужно пересматривать и при необходимости вносить в него актуальные изменения. Отмена положения, его замена или внесение в него изменений производятся приказом по основной деятельности (Пример 4).
Пример 4
Приказ об отмене действующего положения и утверждении нового
Общество с ограниченной ответственностью «Гибралтар»
ПРИКАЗ 27.06.2014 № 33 г. Москва
В связи с изменением штатной структуры ООО «Гибралтар»
ПРИКАЗЫВАЮ:
Генеральный директор Владимиров П.А. Владимиров
В соответствии со ст. 50 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отмененное положение хранится в архиве организации постоянно.
ПОЛОЖЕНИЕ О СЕКРЕТАРИАТЕВ завершение приведем пример Положения о секретариате негосударственной организации (Пример 5).
Пример 5
Положение о секретариате
Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток» УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор Румачик А.Н. Румачик 14.07.2014
ПОЛОЖЕНИЕ 14.07.2014 № 7/25-Пол г. Москва
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Секретариат является структурным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Перекресток» (далее – Организация). 1.2. Создание, реорганизация и ликвидация секретариата проводятся по решению генерального директора Организации и оформляются приказом по основной деятельности. 1.3. Руководство секретариатом осуществляет начальник секретариата. 1.4. Начальник секретариата подчиняется непосредственно генеральному директору Организации, назначается и освобождается от должности его приказом. 1.5. В своей деятельности секретариат руководствуется: 1.5.1. Законодательством в сфере информации и документации. 1.5.2. Нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и архивного хранения документов. 1.5.3. Уставом Организации. 1.5.4. Приказами и распоряжениями генерального директора Организации. 1.5.5. Инструкцией по делопроизводству Организации. 1.5.6. Другими нормативными актами и методическими документами по организации документационного, организационного и информационно-справочного обеспечения управления. 1.5.7. Настоящим Положением.
2. СТРУКТУРА СЕКРЕТАРИАТА 2.1. В состав секретариата входят: 2.1.1. Помощник генерального директора. 2.1.2. Секретарь заместителя генерального директора. 2.1.3. Секретарь главного инженера. 2.1.4. Офис-менеджер. 2.1.5. Курьер. 2.2. Обязанности работников секретариата устанавливаются должностными инструкциями.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕКРЕТАРИАТА 3.1. Основными задачами секретариата являются: 3.1.1. Документационное обеспечение работы руководства Организации: генерального директора, его заместителя, главного инженера (далее – Руководство), а также коллегиального органа Организации – Собрания учредителей. 3.1.2. Организационное обеспечение работы Руководства Организации. 3.1.3. Справочно-информационное обеспечение работы Руководства Организации.
4. ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРИАТА 4.1. Секретариат выполняет следующие функции: 4.1.1. Проводит обработку входящих, исходящих и внутренних документов Организации. 4.1.2. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес Руководства Организации и отправляемых от его имени. 4.1.3. Принимает, рассматривает и представляет на рассмотрение документы, поступающие в адрес Руководства Организации. 4.1.4. Осуществляет контроль правильности оформления документов, представляемых на подпись Руководству Организации. 4.1.5. Готовит по поручению Руководства Организации проекты отдельных приказов, распоряжений, служебных писем, справок и других документов, согласовывает их с руководителями структурных подразделений и иными должностными лицами и специалистами. 4.1.6. Осуществляет редактирование документов по поручению Руководства. 4.1.7. Обеспечивает распечатку, сканирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности Руководства Организации. 4.1.8. Обеспечивает учет и своевременную регистрацию документов, их сохранность. 4.1.9. Организует рациональный документооборот и контроль движения документов в Организации. 4.1.10. Контролирует правильность оформления документов и обеспечивает методическую и организационную помощь работникам Организации в оформлении документов. 4.1.11. Обеспечивает формирование дел секретариата в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, их хранение, своевременную передачу дел на архивное хранение и выделение к уничтожению дел и документов с истекшими сроками хранения. 4.1.12. Организует планирование рабочего дня Руководства Организации. 4.1.13. Осуществляет телефонное обслуживание Руководства и работников Организации. 4.1.14. Составляет проекты планов работы Собрания учредителей Организации. 4.1.15. Готовит материалы к заседаниям Собрания учредителей Организации, обеспечивает их своевременную рассылку заинтересованным организациям и лицам. 4.1.16. Проводит своевременное информирование о проведении заседаний Собрания учредителей Организации. 4.1.17. Осуществляет подготовку и организует проведение оперативных совещаний, заседаний у Руководства Организации. 4.1.18. Проводит мероприятия по материально-техническому обеспечению заседаний и совещаний, проводимых Руководством Организации. 4.1.19. Проводит оформление и рассылку протоколов заседаний Руководства и Собрания учредителей Организации. 4.1.20. Осуществляет контроль выполнения решений Собрания учредителей Организации. 4.1.21. Организует прием посетителей Руководством и работниками Организации.
5. ПРАВА СЕКРЕТАРИАТА 5.1. Начальник секретариата имеет право: 5.1.1. Участвовать в установленном порядке в приеме и увольнении работников секретариата. 5.1.2. По согласованию с Руководством Организации осуществлять подбор, расстановку и перемещение работников секретариата. 5.1.3. Распределять работу между работниками секретариата. 5.1.4. Представлять работников секретариата к поощрению, а также вносить предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности. 5.1.5. Вносить предложения по изменению структуры и штата секретариата. 5.1.6. Вносить Руководству Организации предложения по совершенствованию работы секретариата. 5.1.7. Вести переписку по вопросам деятельности секретариата. 5.2. Работники секретариата имеют право: 5.2.1. Получать в установленном порядке от других структурных подразделений Организации необходимую для работы информацию. 5.2.2. Требовать от руководителей структурных подразделений и работников Организации своевременного представления документов и информации Руководству Организации. 5.2.3. По поручению Руководства Организации привлекать работников других структурных подразделений для подготовки проектов приказов, распоряжений и других документов. 5.2.4. Возвращать на доработку работникам Организации проекты документов, оформленные ими с нарушением действующих норм и правил. 5.2.5. Вносить предложения по совершенствованию работы секретариата.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ СЕКРЕТАРИАТА С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ 6.1. Секретариат представляет Руководству Организации: 6.1.1. Поступившую корреспонденцию на рассмотрение. 6.1.2. Проекты документов на рассмотрение и подписание. 6.1.3. Служебные записки, предложения, справки, информационные и иные материалы от структурных подразделений и должностных лиц Организации на рассмотрение. 6.2. Секретариат получает от Руководства Организации: 6.2.1. Поступившие из других организаций документы с резолюцией Руководства. 6.2.2. Предложения, служебные записки, справки структурных подразделений Организации с резолюцией Руководства. 6.2.3. Подписанные приказы, распоряжения, протоколы, письма и другие документы. 6.2.4. Утвержденные нормативные документы. 6.2.5. Утвержденные планы работы структурных подразделений и коллегиального органа Организации. 6.3. Секретариат направляет в структурные подразделения Организации: 6.3.1. Копии приказов (выписки из приказов) на исполнение. 6.3.2. Копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний Собрания учредителей Организации на исполнение. 6.3.3. Запросы о представлении информации по поручениям Руководства Организации. 6.4. Секретариат получает от структурных подразделений Организации: 6.4.1. Проекты служебных писем. 6.4.2. Проекты приказов и распоряжений. 6.4.3. Информационные и справочные материалы. 6.5. Секретариат направляет в другие организации деловые письма, информационные материалы. 6.6. Секретариат получает от других организаций деловые письма, информационные материалы.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА 7.1. Работники секретариата несут ответственность: 7.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на них должностными инструкциями; 7.1.2. Неисполнение или нарушение требований и норм действующего законодательства при подготовке и оформлении документов; 7.1.3. Достоверность отчетных данных, сведений и других материалов, подготавливаемых в секретариате и представляемых Руководству Организации и/или руководству структурных подразделений Организации; 7.1.4. Утрату и порчу дел и документов; 7.1.5. Несоблюдение условий хранения дел и документов; 7.1.6. Утрату и порчу печатей и штампов. 7.2. Начальник секретариата несет ответственность: 7.2.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций и обязанностей; 7.2.2. Рациональную расстановку работников секретариата и организацию их труда; 7.2.3. Организацию повышения деловой квалификации работников секретариата; 7.2.4. Состояние трудовой дисциплины в секретариате; 7.2.5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности работниками секретариата.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО [1]Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, п. 3.8.
|
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |