Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
kadrovik-info.ru
buhgalter-info.ru
economist-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Секретарь-референт»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенna-tu-sik, Статус неизвестенЕлена, Статус неизвестенАнна, Статус неизвестенЕлка, Статус неизвестенЮлия, Статус неизвестенКица, Статус неизвестенАлександрина, Статус неизвестенАся, Статус неизвестенМила, Статус неизвестенЕсеня, Статус неизвестенLera.

Посмотреть все

Ключевая фигура, или От кого зависит стабильная работа офиса в кризис

Статья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 9 (81) сентябрь 2009.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

 

Офис может работать без шефа,

 но не без секретаря.

Джейн Фонда

Давно набило оскомину и перестало казаться страшным это неуклюжее слово «кризис». Сознание, как бы защищаясь, намеренно не придает ему особого значения. Но только до тех пор, пока вас это не касается лично. А что делать, если уже коснулось? Если компания наполовину сократила штат, до предела урезала все расходы, переехала в менее комфортабельный офис и все основные проекты заморожены?

Можно, конечно, махнуть рукой на происходящее и поплыть по течению, мол, все экстренные меры руководством приняты, будь что будет. А можно предвосхитить нежелательные последствия, поступая как заправский актер: держать хорошую мину при плохой игре. Только игра должна быть безошибочно точной, виртуозной, изящной, чтобы никто из партнеров не заподозрил, как скверно складываются дела в вашем офисе. Уверена, что некоторые из читателей уже задались вопросом: «А кто из сотрудников оказывается на передовом рубеже кризисного фронта?» Ответ, я думаю, очевиден: ключевая фигура, от которой зависит стабильность офиса в   кризис, - это секретарь.

Вы удивлены, уважаемый читатель? Вы полагали, что это будет шеф или хотя бы начальник отдела кадров? Но вдумайтесь, ведь секретарю принадлежит ведущая роль в объединении и успешном взаимодействии всех структурных подразделений компании. Он транслирует коллективу все указания и директивы руководителя. Именно секретарь является тем лицом компании, которое первым предстает перед посетителями и партнерами по бизнесу. Наконец, офис подает признаки жизни до тех пор, пока на телефонные звонки отвечает все тот же секретарь. Каковы же основные направления его действий по стабилизации ситуации в офисе в этот непростой период?

Коллектив компании

Болезненные процессы сокращения штата, реструктуризации некоторых подразделений и прочие действия по «оптимизации» жизни коллектива неизбежно приводят к росту панических настроений в офисе, хаосу в рабочем процессе. Даже если руководитель грамотно и своевременно провел собрание сотрудников, проинформировал их о происходящих преобразованиях и перспективах развития компании, все же велика вероятность, что не всем членам коллектива и не сразу удастся быстро приспособиться к новым условиям работы. Вот здесь-то и важна своевременная помощь секретаря.

- Когда в нашем коллективе прошла первая волна сокращений, - поделилась со мной своим опытом Виктория Г., - многие менеджеры по продажам были уволены. Их клиентов руководство перераспределило между другими сотрудниками. В первое время были случаи, когда ничего не подозревавшие потребители звонили своим менеджерам по привычным телефонам и получали неожиданный ответ: «Такой менеджер у нас больше не работает. Кто теперь вами занимается, мы не знаем (не помним)». Безусловно, такой ответ дискредитирует компанию, вызывает у партнеров чувство настороженности и закономерную тревогу: а что, собственно, происходит в этой компании? Стабильна ли она? Стоит ли с ней дальше сотрудничать? Чтобы избежать подобных эксцессов, я попросила сотрудников сразу же переключать такие звонки на меня. Подготовила стандартную фразу-ответ: «В целях оптимизации работы офиса и улучшения качества обслуживания клиентов работать с вами поручено менеджеру N». Я видела свою первостепенную задачу в том, чтобы грамотно перенаправить поток звонков и деловой корреспонденции, сохранить достойное лицо перед партнерами, не потерять с таким трудом наработанную клиентскую базу.

Особую тревогу вызывают слухи, которые в критической ситуации плодятся с неимоверной скоростью. Они непредсказуемы и обладают огромной разрушительной силой. Секретарю вольно или невольно придется сталкиваться с ними. Учитывая, что в силу своих обязанностей секретарь посвящен во многие тайны офиса, коллектив прислушивается к мнению секретаря, считает его достаточно авторитетным. А это означает, что секретарь должен опровергать нежелательные домыслы сотрудников, предварительно, разумеется, ему необходимо согласовать формулировки ответов с руководством, чтобы в самостоятельном порыве еще больше не дезинформировать коллектив.

Наш совет

Постарайтесь отказаться от употребления слов «кризис», «нелегкая ситуация», «сложные времена». Времена никогда не были особенно легкими. Всегда что-то негативное происходило, случалось, имело место. Настраивая себя пессимистическим образом, вы и коллегам передаете унылый взгляд на жизнь. Внутренний настрой секретаря во многом определяет микроклимат в коллективе. Всегда несите людям заряд бодрости, уверенности и жизнерадостности.

Наш совет

В период общей нестабильности важно дать почувствовать своим сослуживцам, что они настоящие профессионалы, что работа у них ладится должным образом, что рядом с ними доброжелательные коллеги, готовые в трудную минуту протянуть руку помощи. Нематериальные системы мотивации работают зачастую не менее эффективно, чем материальные. Моя наставница Ольга Д. в свое время советовала мне: «Допустим, сотрудник в срок принес тебе отчет, затребованный руководителем. Безусловно, это его обязанность. И все же, принимая документ, надо не только поблагодарить коллегу, но и слегка похвалить, отметив его оперативность и исполнительность. Положим, это пустяк. Но любому человеку приятно, когда его работу отмечают. Уверена, что ему захочется и в следующий раз получить от вас лестное замечание, и ради этого он будет работать еще усерднее».

Партнеры по бизнесу

Вспомните, как активно вы общались со своими клиентами и партнерами, как обменивались поздравлениями и подарками по случаю Нового года, Восьмого марта, Дня Победы и прочих памятных дат, и как скучно и уныло было накануне нынешних праздников. Урезанные бюджеты компаний дали о себе знать и в этом вопросе. Не было изобилия и разнообразия ежегодной полиграфической продукции (календарей, ежедневников, ручек и пр.), массовой отправки поздравительных открыток, творческой эйфории от придумывания оригинальных подарков для ведущих деловых партнеров. И вы, недополучив традиционных подарков, наверняка подумали: «Да, видно и наших поставщиков прихватил кризис, если они не раскошелились даже на небольшие сувениры к празднику». Конечно, не в компетенции секретаря решать, стоит ли производить затраты на подарки к праздникам. Однако и секретарь может внести свою небольшую лепту в поддержание имиджа устойчивости своей компании. Пусть это будет не подарок и не почтовая открытка, но отправить поздравление по электронной почте вам вполне по силам. А клиентам и партнерам это будет приятно. Они лишний раз для себя отметят, что с вашей фирмой все в порядке, она по-прежнему в работоспособном состоянии.

Такой же эффект производит, казалось бы, ничем не примечательная церемония подачи чая или кофе в офисе. Даже если руководитель ограничил вас в финансовых средствах на покупку представительских товаров, это не повод для того, чтобы отказаться от хорошего чая или кофе. Согласитесь, несолидно, да и подозрительно звучит фраза, услышанная мною недавно от одного секретаря, предложившего мне на выбор чашку чая или кофе и извиняющимся голосом прокомментировавшего качество последнего: «Раньше мы покупали хороший зерновой кофе (у нас есть кофемашина), но теперь пьем только растворимый. Сами понимаете, кризис». Понимаю, конечно, и у нас похожая ситуация, только озвучивать ее не советую. Секретарь всем своим видом призван излучать спокойствие и уверенность, говорящие о «непотопляемости офисного корабля». Пусть для важных и нужных деловых партнеров у вас всегда в запасе имеются традиционные угощения высокого качества. Это маленький, но очень весомый штрих к портрету сегодняшней жизни вашего офиса. Не мелочитесь в вопросах имиджа. Клиенты всегда будут помнить, как вы обращались с ними в нелегкие времена.

Также старайтесь быть гибкими и в деловых взаимоотношениях, чтобы не дать повода окружающим предположить, что кризис начал подтачивать и благополучие вашей компании. Светлана С. поделилась одной маленькой хитростью, к которой она стала прибегать в последнее время.

«Раньше мы активно пользовались услугами курьерской доставки и нам не составляло труда отправить или принять любую корреспонденцию. Но после проведения процесса оптимизации расходов пришлось отказаться от такой затратной услуги. В штате остался один-единственный курьер, который просто физически не успевает справиться со всем объемом работ. Но не могу же я озвучить партнерам истинную ситуацию. Вот и приходится мне, как секретарю, идти ему на выручку. Я стараюсь договориться с партнерами так, чтобы бумаги отвозились сразу целым пакетом, а не по одной. Пытаюсь максимально удобно составить маршрут, чтобы не тратить лишнего времени на ненужные переезды по городу из одного конца в другой, а то и просто организую «стыковку» нашего курьера с представителем клиента где-то вне офиса. Эти, на первый взгляд, маленькие шажки часто дают очень эффективные результаты».

Кому-то может показаться излишним такое пристальное внимание к мелочам. Не проще ли затаиться, переждать неподходящее время, тихонько отсидеться в тихой гавани, а не продолжать бороздить бурное море отечественного бизнеса? Увы, не проще. Кризис - это на удивление качественная лакмусовая бумажка, с помощью которой очень легко отделить ответственные, жизнестойкие, клиентоориентированные компании от неэтичных и недобросовестных. В конечном счете, выбор всегда остается за потребителем. И тот положительный заряд энергии, та жизненная сила, которые вы передадите ему, станут дополнительным преимуществом в вашу пользу. Не пренебрегайте ими, используйте их в интересах своей компании.

Н.В. Кучер,

личный помощник генерального директора «ЗАО ТВК "Авиапарк"»,

член Клуба профессиональных секретарей

 

 

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.