|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Работник пишет заявление...Статья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 11 ноябрь 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
В статье мы расскажем, как составить заявление, и выясним особенности их регистрации. Приведем примеры формулировок заявлений на все случаи кадровой жизни – от приема на работу до просьбы выдать справки при увольнении. За время работы в организации работник оформляет множество заявлений. Заявление – документ, который фиксирует: •инициативу работника по совершению какого-либо действия, имеющего для него определенные правовые последствия; •согласие работника с какими-либо действиями работодателя. В Трудовом кодексе РФ этот документ упоминается часто: в ст. 80, 89, 122, 124, 126, 127, 128, 131, 229.1 и др. Письменная форма обращения работника к работодателю обязательна, если работодатель должен совершить какое-либо действие только «по письменному заявлению» или «по письменной просьбе» работника. Например, выдать копии документов, связанных с работой (приказ о приеме на работу, об увольнении, выписки из трудовой книжки), по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления (ст. 62 ТК РФ). Однако ТК РФ указывает, что многие вопросы должны решаться «по соглашению сторон» или «с согласия работника». В этих ситуациях, как правило, создаются не заявления, а другие документы: заключаются письменные соглашения, работнику направляются письменные предложения и др. Но даже если трудовое законодательство не требует оформлять заявление в письменной форме, лучше все-таки его написать. Устное заявление работника будет трудно доказать в суде. Письменные заявления подстраховывают работодателя, да и работнику спокойнее – если заявление зарегистрировали, на просьбу обязательно ответят. КАК ОФОРМИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕЗаявление можно написать от руки (составляется в произвольной форме) или заполнить специальную форму, разработанную в организации. Если организация небольшая или повод для написания заявления редкий, то чаще заявление пишется от руки. Однако если организация многочисленная, а повод для написания заявления типичный (отпуск, увольнение), то нередко отдел кадров разрабатывает бланк, в котором работник только проставляет фамилию, даты, подпись. Оба варианта приемлемы с точки зрения законодательства. Но если работник не желает использовать бланк, заставить его нельзя. Также неправомерно требовать, чтобы работник переписал заявление, если оно составлено «не по форме» или если работник написал его с грамматическими и орфографическими ошибками. КРАТКО О ЗАЯВЛЕНИИ Текст любого заявления начинается с существа вопроса, затем – детализация затронутого вопроса. Основная часть заявления содержит личную просьбу заявителя. Стиль изложения – свободный. Текст заявитель может написать от руки или набрать на компьютере. Автор подписывает заявление и передает руководству для принятия решения. Свое решение руководство оформляет в резолюции. Заявление с резолюцией служит основанием к изданию приказа по личному составу или другого документа (письма автору о принятии решения, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.). Заявление содержит следующие реквизиты (Пример 1): •данные об адресате – работодателе и его представителе: название организации, Ф.И.О. руководителя организации или иного полномочного должностного лица, которые указываются в дательном падеже; •данные об авторе заявления (адресанте): Ф.И.О. заявителя (работника) в родительном падеже; •наименование вида документа (заявление); •опись приложений, если они имеются (медицинское заключение, решение суда, справки и т.д.); •дата составления заявления; •подпись заявителя, расшифровка подписи; •резолюция руководителя и отметка об исполнении документа. РЕГИСТРАЦИЯ И МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙПоступившие заявления желательно регистрировать, чтобы избежать их утери и недоразумений с работником. Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» регистрация документа – это присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму (п. 84). В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[1] регистрационный номер документа – цифровой или буквенно-цифровой идентификатор документа, состоящий из порядкового номера документа, который по усмотрению организации может дополняться цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (индексом дела по номенклатуре дел, кодом корреспондента, кодом должностного лица и др.). При регистрации входящему документу присваивается регистрационный номер, а на заявлении в левом верхнем углу лицевой стороны первого листа проставляется отметка о поступлении документа в организацию – с помощью специального регистрационного штампа или от руки (см. рисунок). Регистрационный штамп содержит следующие реквизиты: наименование организации – получателя документа, дату поступления, регистрационный номер. Если такого штампа нет, от руки пишутся только регистрационный номер и дата поступления документа (см. Пример 1). Заявления, поступающие от работников организации, как правило, регистрируются в день их подписания работником и передаются уполномоченному представителю работодателя. Обычно заявления регистрируют в журнале учета заявлений работников (Пример 2) или в журнале регистрации входящих документов. Кто именно регистрирует заявления работников (кадровик или секретарь), каждая организация решает самостоятельно. Если заявления регистрирует кадровик, он, как правило, заводит отдельный журнал. Если регистрацией заявлений занимается секретарь, чаще используется журнал регистрации входящих документов. После регистрации заявление передается руководителю организации или иному уполномоченному представителю работодателя для решения вопроса. Руководитель организации проставляет на заявлении резолюцию, которая содержит принятое им решение. После визирования заявление поступает кадровому работнику для оформления соответствующих документов. Если в просьбе отказано, об этом необходимо сообщить работнику (при необходимости письменно). Однако само заявление работнику не возвращается, а остается на хранении в организации. Заявления, как и другие исполненные документы, оформляются для последующего хранения. Сроки хранения заявлений. Согласно п. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 18.06.2017) документы по личному составу должны хранить все организации: •75 лет со дня создания – если документы, в том числе заявления работников, созданы до 2003 года; •50 лет со дня создания – если документы созданы начиная с 2003 года. Заявления работников согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016) имеют следующие сроки хранения: •вошедшие в состав личных дел (если они ведутся работодателем) – 50 (или 75) лет[2] (ст. 656); •не вошедшие в состав личных дел – 5 лет (ст. 415). ЗАЯВЛЕНИЯ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ КАДРОВОЙ ЖИЗНИЗаявления в адрес работодателя поступают не только от работников, но и граждан, которые не являются работниками, например от кандидатов (о выдаче письменного отказа в приеме на работу), от бывших работников (о выдаче справок). Однако эти случаи не так часты. Рассмотрим основные виды заявлений именно работников. ПРИЕМ НА РАБОТУСогласно действующему трудовому законодательству документ, который свидетельствует о наличии трудовых отношений, – трудовой договор. Поэтому заявление о приеме на работу – лишний документ, так как вопрос о приеме на работу решается не по просьбе работника, а по соглашению сторон. Письменное волеизъявление работника не является нарушением трудового законодательства. Но поскольку оно множит лишние документы и усложняет процедуру оформления, писать заявление о приеме на работу нет необходимости.
Согласно п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, в ред. от 25.03.2013) оформить работнику трудовую книжку необходимо в течение недели со дня приема на работу. Если у работника нет трудовой книжки (устраивается на работу в первый раз, книжка утеряна или испорчена), работник должен написать заявление о выдаче трудовой книжки. Просьбу выдать новую трудовую книжку можно сформулировать так:
Предъявлять страховое свидетельство обязаны все работники, кроме тех, кто устраивается на работу впервые. Оформить страховое свидетельство такому работнику должен работодатель (часть четвертая ст. 65 ТК РФ, ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ). В этом случае работник также подает заявление: ОТПУСК СОГЛАСНО ГРАФИКУ
Для составления графика необходимы заявления работников. Ведь если отпуск предоставляется по частям, работодателю необходимо будет доказать, что работник был согласен на такое разделение (ст. 125 ТК РФ). Лучше, если работник запросит сроки предоставления отпуска письменно:
ОТПУСК ВНЕ ГРАФИКА
ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСКРаботники должны писать заявления о предоставлении отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, например: А также при возвращении из данных отпусков (ст. 255–256 ТК РФ): УВОЛЬНЕНИЕ
Заявление об увольнении по собственному желанию оформляется в произвольной форме. В заявлении необходимо точно сформулировать просьбу об увольнении («прошу уволить», «прошу расторгнуть трудовой договор» и т.п.). Часто работники в заявлении жалуются на условия работы, а работодатель воспринимает эту жалобу как просьбу об увольнении. В этом случае попросите работника уточнить и дописать, о чем именно он просит – уволить его или обратить внимание на возникшие, по его мнению, проблемы. Желательно, чтобы в заявлении была указана точная дата увольнения. Это важно для определения срока предупреждения. Если работник подает заявление без указания даты увольнения (Пример 3), работодатель применяет правила, предусмотренные ст. 80 ТК РФ, и увольняет работника через две недели. Однако лучше просить работника указать последний день работы в организации. Например:
Обратите внимание: если работник подает два заявления – одно на отпуск, другое на увольнение, это уже не отпуск с последующим увольнением, а два отдельных заявления, не связанные друг с другом. Поэтому если оформляется отпуск с последующим увольнением, то именно это и должно быть указано в заявлении.
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯРабочее время, прописанное в правилах внутреннего трудового распорядка или трудовом договоре, не остается неизменным на протяжении всего периода работы. То и дело работник и работодатель соглашаются о каких-то изменениях. Например, что работник будет работать сверхурочно или выйдет на работу в выходной день, или работнику будет установлено неполное рабочее время, или поменяется график работы и т.д. Инициатором этих изменений может быть как работник, так и работодатель. В первом случае работник пишет соответствующее заявление, во втором – дает письменное согласие.
Если о неполном рабочем времени просит работница с ребенком до трех лет, работодатель устанавливает ей режим неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Просьбу в заявлении можно сформулировать следующим образом: ВЫДАЧА СПРАВОК И ДОКУМЕНТОВСогласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления работником выдать ему трудовую книжку, копии документов, связанных с работой. Речь идет о копиях приказов, выписках из трудовой книжки, справках о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и т.д. Копии документов, связанных с работой, следует заверить надлежащим образом и предоставить работнику безвозмездно. Если работников много и они обращаются за справками часто, можно подготовить бланк с перечнем всех возможных видов справок. Работникам останется только отметить необходимые им справки (Пример 5). Чтобы получить документы (копии или оригиналы), работник также должен написать заявление. Например, просьба выдать оригинал трудовой книжки может выглядеть следующим образом: ИЗМЕНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ И ПЕРЕВОД НА ДРУГУЮ ДОЛЖНОСТЬСогласно ст. 72.1 ТК РФ с согласия работника его могут перевести на другую должность. Инициатором такого перевода может быть как работодатель, так и работник. Если работник проявляет инициативу и просит его перевести, то он также обращается к работодателю с заявлением. Например: Нередко работник просит изменить в трудовом договоре те или иные сведения, например фамилию, паспортные данные. Тогда обращение выглядит так: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПОСОБИЯ
Заявление об удержании сумм из заработной платы работник пишет также, если причинил организации материальный ущерб и согласен возместить его. Согласно ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично:
Так, пособие по уходу за ребенком выплачивается, если работник обратился с заявлением не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет (ч. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в ред. от 01.05.2017). Пособие должно быть назначено в течение 10 календарных дней с момента предоставления работником необходимых для этого документов и будет выплачиваться в течение всего периода отпуска по уходу за ребенком. В этом случае лучше подготовить шаблон заявления, так как п. 58 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н предусматривает сведения, которые необходимо отразить в таком заявлении: Как видим, заявления играют значительную роль в оформлении трудовых отношений, и их нельзя оставлять без внимания. Жизненный цикл заявления представлен в блок-схеме.
[1]С 1 июля 2018 года вступает в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который заменит ГОСТ Р 6.30-2003. [2]Пункты 1, 2 ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 18.06.2017). |
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |