|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Категории приказовСтатья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 3 март 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Читатели задают нам больше всего вопросов по работе с приказами. Часто секретарям непонятно, к какой категории относить тот или иной приказ. В статье расскажем, какие категории и виды приказов существуют, а также рассмотрим порядок работы с каждым из них от создания до отправки на хранение.
Приказ – это правовой акт, принимаемый руководителем организации, действующим единолично, в целях регулирования деятельности организации[1]. Приказы организации делятся на три категории. Источник деления – Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения[2] (далее – Перечень 2010). Перечень 2010 – один из немногих нормативных (обязательных для выполнения) документов по делопроизводству в России, так что к его требованиям стоит прислушаться. Деление приказов на категории в Перечне 2010 обусловлено сроком хранения каждой из них (см. Таблицу).
Примечание к таблице Распоряжение – это вид распорядительного документа, который Словарь ВНИИДАД определяет как: 1) правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа государственной власти, организации в целях разрешения оперативных вопросов; 2) то же, что и приказ. Приказы по основной деятельности, присланные для сведения (не для исполнения!), хранятся до минования надобности. В 100 случаях из 100 это копии приказов вышестоящих, контролирующих органов, органов власти и т.п. К приказам по основной деятельности организации они не имеют отношения и в соответствующее дело не подшиваются. Сноска «**» в Перечне 2010 означает, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов. Другими словами, если ликвидируется организация-«неисточник», то комиссия из госархива теоретически может заинтересоваться ее приказами по основной деятельности и даже принять некоторые из них на постоянное хранение, но это происходит крайне редко. Срок хранения «постоянно» документов в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, не может быть менее 10 лет[3]. Фактически это означает, что организация-«неисточник» имеет право уничтожать документы с постоянным сроком хранения через 10 лет. Пользоваться этим правом или нет, руководитель организации решает сам. Отметка ЭПК означает, что при ликвидации организации экспертно-проверочная комиссия госархива изучит приказы по личному составу и, возможно, примет не все. Известны случаи, когда архив принимал только приказы о приеме, увольнении и переводе работников ликвидируемой организации. Срок хранения приказов по личному составу «75 лет» изменен в 2016 году. Он составляет 50 лет, если приказ датирован после 01.01.2003, и 75 – если до 01.01.2003[4]. Почему-то эти изменения до сих пор не отражены в Перечне 2010. Соблюдать деление на три категории приказов необходимо в силу нормативного характера Перечня 2010. Мы пойдем дальше и рассмотрим, какие виды приказов встречаются внутри каждой из категорий (Схема). Это поможет секретарю оптимизировать систему создания и хранения приказов организации.
ПРИКАЗЫ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПриказы-ЛНА и приказы, утверждающие ЛНАЭтот вид приказов содержит управленческие решения регулярного характера. Прекращение этих решений происходит: • в специально оговоренный срок; • при их отмене другим приказом; • при ликвидации организации. К ЛНА организации относятся положения, инструкции, правила, регламенты, порядки и еще ряд документов. Но и приказ может быть ЛНА. Для этого он должен отвечать следующим критериям: • издаваться в установленном порядке; • содержать нормы и правила; • быть обязательным для определенного круга лиц; • быть созданным с целью неоднократного применения. Приказы-ЛНА предназначены для оптимизации небольших процессов или назначения ответственных за разные стороны корпоративной жизни. Часто молодые организации, в которых бизнес- и производственные процессы только начинают оформляться, регламентируют их приказами, а не инструкциями или положениями. Например, если системы делопроизводства еще нет, а вести учет документов необходимо, издается приказ о регистрации документов (Пример 1). Приказы, утверждающие ЛНА, всегда имеют приложение – тот документ, который утверждают. Это – неотъемлемая часть приказа, и она будет храниться вместе с ним, невзирая на объем. Поэтому, создавая ЛНА, нужно позаботиться о «контрольном» экземпляре. Он отправится в дело «Приказы по основной деятельности» вместе с утверждающим приказом. К СВЕДЕНИЮ
[1]См. сноску <*>в Перечне 2010. [2]В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017; далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). [3]Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации (ВНИИДАД, М., 2014, далее – Словарь ВНИИДАД). [4]Утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. [5] Свободная форма приказов условна: приказ «в свободной форме» составляется по правилам, установленным в делопроизводстве для этого вида документов.
|
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |