|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Текущее состояние и развитие законодательно-нормативной базы в сфере хранения электронных документовСтатья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 4 апрель 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Что означает для сферы делопроизводства и архивного дела переход на цифровую экономику? К каким последствиям в сфере управления документами и архивном деле это приведет? Какие «серые дыры» и проблемы существуют в законодательстве в сфере хранения электронных документов, и как они будут решаться? ИТОГИ ПРОГРАММ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» И «ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА». ПЕРЕХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИГлавный итог программ «электронного» и «открытого правительства», которые осуществляются в нашей стране с 2009 г., – переход системы государственного управления в целом на качественно новый уровень использования электронных технологий, и гораздо большая, чем раньше – при всех имеющихся недостатках – открытость и прозрачность деятельности государственных органов. Ярким индикатором успеха этих программ стало, например, то, что термин «электронное правительство» начал, за ненадобностью, выходить из употребления, поскольку «неэлектронного» правительства практически не осталось. Перевод государственного управления на современные технологии в свою очередь способствовал еще более широкому применению этих технологий в коммерческом секторе, что как раз и позволило всерьез говорить о программах типа «цифровой экономики». Если вспомнить конец прошлого и начало текущего века, то новые информационно-коммуникационные технологии первоначально внедрялись в деловой деятельности под флагом «электронной коммерции». Затем последовал этап подтягивания до этого уровня государственного управления, известный как этап построения «электронного правительства». Во многом благодаря этому возникли условия для того, чтобы коммерческий сектор сделал следующий шаг вперед, который назвали «цифровой экономикой». За ним, естественно, со временем последует и очередная программа реформирования государственного управления с каким-нибудь красивым названием. И этот цикл, вероятнее всего, в перспективе будет продолжаться и продолжаться. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[1] является в какой-то степени продолжением программы электронного правительства. В цифровой экономике «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет». Для сферы делопроизводства и архивного дела акцент на цифровую экономику означает:
Происходящие перемены вместе с изменениями в деятельности системы государственного управления настолько радикальны, что встает вопрос о будущем архивной системы страны, архивной профессии и архивной науки. Эти вроде бы «технические» изменения привели к нетехническим последствиям, поскольку любая деловая деятельность ведется на основе документированной информации. Документы являются инструментами и свидетельствами деловой деятельности, обеспечивают подтверждение прав, подотчетность, корпоративную память. В современных условиях документом становится любой объект, выполняющий функции документа – и архивисты и специалисты по управлению документами должны уметь с ним работать. Неизбежно информация будет создаваться и использоваться в новых формах и форматах. Ее нужно будет захватывать, хранить, использовать, архивировать и своевременно уничтожать. С точки зрения работы с документами и информацией, можно ожидать, что построение «цифровой экономики» вызовет следующие последствия для управления документами:
Для архивного дела последствия могут быть следующими:
В целом перспективы на будущее в условиях цифровой экономики такие:
На этом пути предстоит решить ряд проблемных вопросов, в числе которых можно назвать следующие:
Используемые в настоящий момент методы достаточно хорошо работают с бумагоподобными электронными документами, а также при медленном изменении технологии. В будущем, скорее всего, их потенциал будет быстро исчерпан, и слабость отечественной науки, неспособность существующих структур обеспечить сбор и анализ богатого отечественного и зарубежного опыта станут серьезной помехой для программы «цифровой экономики». В отсутствие отработанных хороших практик коммерческие организации будут вынуждены экспериментировать на свой страх и риск, что неизбежно приведет к потерям, которые затем будут переложены на потребителей.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Текущее состояние законодательно-нормативной базы в сфере хранения и учета электронных документов характеризуется рядом факторов, ключевым из которых является широкомасштабное использование информационных технологий в государственном управлении и деловой деятельности. Системы электронного документооборота, а также различные электронные реестры, производящие и хранящие электронные документы деловые системы распространились повсеместно. В то же время на федеральном уровне порядок создания и использования электронных документов до сих пор не унифицирован и каждое ведомство «живет своей жизнью». Можно констатировать, что – одновременно с успехами в освоении технологий – Россия завершила 100-летний цикл в плане управления делопроизводством и архивным делом и вернулась к предреволюционному состоянию ведомственной разобщенности и многоукладности. В целом законодательство России и, что особенно важно, реальная практика работы и правоприменения вполне соответствуют мировому и европейскому уровню, а в отдельных вопросах Россия является одним из мировых лидеров. Отечественная законодательно-нормативная база не является однородной; различные сферы и взаимоотношения регулируются по-разному, что, с одной стороны, создает неудобства, а с другой – позволяет более гибко регулировать то, к чему заинтересованные стороны готовы. Намного более либерально сейчас регулируются взаимоотношения между хозяйствующими субъектами – особенно там, где в качестве второй или третьей стороны не задействованы государственные органы и учреждения. Стороны коммерческих сделок, опираясь на положения Гражданского кодекса, имеют возможность использовать самые разнообразные технологии и экспериментировать с ними (принимая на себя соответствующие риски). Постоянно идущие реформы, меняющиеся технологии и развивающееся законодательство приводят к тому, что законодательно-нормативная база несколько отстает от развития общества, содержит многочисленные противоречия и(или) не регулирует (не в полной мере регулирует) определенные вопросы. Такая неполнота и противоречивость приводит к появлению так называемых «серых зон» – областей, в которых законодательство не дает четкого и однозначного ответа на определенные вопросы. «СЕРЫЕ ЗОНЫ» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В современных условиях наличие и постоянное появление новых «серых зон» связано не столько с несовершенством законодательства, сколько с быстрым непрерывным развитием и изменением общества, государственного управления, деловой деятельности, права и технологий, а также сопутствующей этому «многоукладности». Можно выделить несколько ситуаций, которые приводят к их возникновению:
Необходимо отметить, что «серые зоны» не обязательно влекут негативные последствия для государственного управления и деловой деятельности. В одних случаях государственным органам и организациям важно иметь правовую определенность, и тогда «серые зоны» создают дополнительные проблемы для всех. В то же время в условиях быстро меняющихся технологий и законодательства «серые зоны» нередко позволяют работать более гибко и оперативно. Вопросы, которые еще не урегулированы законодательствомВ настоящее время наиболее актуальной в области делопроизводства и архивного дела является проблема обеспечении долговременной сохранности пригодных к использованию электронных документов без ущерба для их юридической и доказательной силы, – для решения которой единая федеральная законодательно-нормативная база пока не сформирована. Большие проблемы создают нарождающиеся и при этом широко рекламируемые технологии, примером которых может служить технология блокчейна и распределенных реестров. Планы ее внедрения в систему государственного управления активно обсуждаются, однако при этом практически не затрагивается вопрос о том, как будет документироваться работа государственных органов с использованием этой технологии, и как решения на основе данной технологии будут соответствовать существующим правовым требованиям. Ничуть не проще обстоит дело с такими технологиями, как искусственный интеллект, аналитика данных и большие данные, интернет вещей, электронные медицинские документы, «умные» города, интеллектуальный транспорт и многими другими. В последнее время большой интерес со стороны как государственных органов, так и коммерческих организаций вызывает вопрос замещающего сканирования традиционных документов (с приданием электронным копиям юридической силы и последующим уничтожением оригиналов).
Вопросы, которые урегулированы законодательством недостаточноСитуации, в которой нормы законодательства могут трактоваться неоднозначно, приводят к проблемам при разрешении споров и конфликтов, в том числе в судах. В архивном деле наиболее ярким примером такой неоднозначной ситуации является отсутствие четкости в определении понятия «архивный документ».
Извлечение из Федерального закона № 125-ФЗ[2] Из-за нечеткости данного в законе определения (фактически заимствованного из французской документоведческой традиции. сильно отличающейся от российской, и из-за этого теряющего смысл) отсутствуют критерии, по которым можно определить, когда документ становится архивным, – и в результате становится возможным неуместное распространение на ряд документов временного срока хранения норм закона «Об архивном деле Российской Федерации», в том числе требований к их сохранению. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что документированная информация должна храниться по правилам архивного законодательства только в случае, если она входит в состав архивных фондов организации, в который включаются только архивные документы.
Извлечение из Федерального закона № 149-ФЗ[3]
В результате появляются неоднозначные трактовки того, какие документы являются архивными, а какие нет, что для организаций может означать существенные неоправданные расходы, а Федеральное архивное агентство ( далее –Росархив) позволяет расширять свою сферу регулирования за рамки, первоначально установленные законодателем.
Вопросы, одновременно регулируемые рядом законов и нормативных правовых актовВ ряде ситуаций многочисленность применимых нормативно-правовых норм также создает серьезные проблемы. Наиболее ярким примером в делопроизводстве может служить практика установления требований к хранению и сроков хранения документов. В отсутствие современных актуальных Перечней архивных документов с указанием сроков хранения, государственные органы начинают устанавливать сроки хранения для различных документов и информации в законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Так, например, приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321 был утвержден «Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации», в котором установлено, что «хранение биометрических ПДн, размещенных в единой биометрической системе, в целях идентификации осуществляется в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 152-ФЗ в течение не менее чем 50 лет с момента их размещения в системе (п.17)»[4]. Все данные, внесенные в единую биометрическую систему, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью органа или организации, разместивших данные[5]. Вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная практикаДаже при неизменном законодательстве может кардинально меняться отношение судов и используемая ими трактовка требований законодательства, что нередко обусловлено объективными переменами в обществе и государстве, на которые суды вынуждены реагировать. Примером может послужить ситуация с государственными закупками и ведение реестра недобросовестных поставщиков. Введение законодательной нормы о заключении контрактов по электронным аукционам только в электронном виде привело к тому, что в ряде случаев, когда организации по объективным причинам не успевали подписать электронный контракт, суды подтверждали правомочность включения их в списки недобросовестных поставщиков на основании одного лишь факта неподписания контракта, не учитывая ни обстоятельств, при которых произошло нарушение, ни наличия умысла. Спустя некоторое время, однако, суды при рассмотрении этой группы дел стали тщательно разбираться в причинах неподписания, и в случаях, когда организация доказывала наличие объективных причин, ввиду которым подписать контракт не было возможности, стали признавать включение таких организаций в списки недобросовестных поставщиков незаконным. При этом суды ссылаются на те же самые нормы законодательства, что и прежде, но принимают совершенно другие решения. Ключевые проблемы законодательной базы в области управления документами и архивным деломКлючевыми проблемами текущего состояния российской законодательно-нормативной базы в области управления документами и архивным делом являются:
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯИзменения в законодательстве Российской Федерации прежде всего отражают изменения в экономической, политической и социальной структуре российского общества. Одной из ключевых тенденций является все большая открытость и прозрачность как системы государственного управления, так и, отчасти, бизнеса. Одновременно прилагаются серьезные усилия по вовлечению всех слоев общества и коммерческих и некоммерческих организаций к участию в государственном управлении. При этом, с одной стороны, прослеживается тенденция к централизации информации и усилению контроля, а с другой – стремление передать все более широкий круг полномочий и ответственности с федерального уровня на региональный и местный уровни. Несмотря на нынешнее обострение отношений с западными странами, тенденция глобализации и гармонизации российского законодательства с законодательством западных стран по-прежнему сохраняется, и она может в будущем снова усилиться в случае снижения международной напряженности. Для России, в первую очередь, важна гармонизация с законодательством Евросоюза и стран ЕАЭС. Глубокие перемены, которые происходят во всей структуре российского общества, непосредственно влияют на организацию работы с документами и информацией. Как деловая деятельность, так и государственное управление требуют тщательного документирования и опираются на документированную информацию, и эффективная работа с документами является необходимым условием успеха реформ, в том числе связанных с внедрением современных технологий. В то же время современные технологии, не изменяя высокоуровневых принципов документирования, в корне меняют деловые процессы, в результате чего многие традиционные типы документов и приемы работы с ними устаревают и вытесняются в немногочисленные узкие ниши. Ввиду того, что перемены идут непрерывно и их темпы не снижаются, основная часть практических аспектов деловой деятельности (включая деятельность, связанную с государственным управлением) становятся многоукладными в плане используемых технологий и методов работы, и, как следствие, все более сложным и менее эффективным становится пошаговое законодательно-нормативное регулирование на низком уровне, в том числе вопросов работы с документами и их архивного хранения:
В настоящее время речь, прежде всего, идет о смешанном документообороте, когда одновременно используются документы и информация разного формата на разных видах носителей. Однако при этом четко видны следующие противоположные тенденции:
Не меньше проблем в области управления документами и информацией влекут за собой нарождающиеся новые технологии (например, блокчейн), которые порой плохо вписываются в существующие законодательно-нормативные рамки. Можно ожидать, что в России решение этих проблем пойдет одновременно по двум направлениям. С одной стороны, новые технологии будут адаптироваться к существующей нормативно-правовой среде. Одновременно с этим законодательно-нормативная база будет изменяться и совершенствоваться с тем, чтобы не создавать неоправданных препятствий для использования и развития новых перспективных технологий. Такого рода процессы уже можно наблюдать в той части законодательно-нормативной базы, которая регулирует использование интернет-технологий. В настоящее время Российская Федерация, как и другие страны мира, постепенно переходит от общества, которое в государственном управлении и деловой деятельности активно использует информационные технологии, к обществу, которое будет принципиально опираться на эти технологии. Это серьезно изменит ситуацию в областях права и управления документами. Для того, чтобы делопроизводство и архивное дело по-прежнему отвечали потребностям общества в будущем, понадобится серьезная регулярная модернизация существующей законодательно-нормативной базы. Так, тенденцией последних лет в системе государственного управления является создание и расширение сфер применения государственных реестров и регистров, в которых создается, сохраняется и используется основная юридически значимая государственная информация, что приводит к следующим последствиям:
В Российской Федерации в настоящее время не существует единой стройной системы регулирования этих вопросов. В каждой сферы деятельности существуют свои регуляторы и свои базовые нормы в области управления документами, начиная с федеральных законов и заканчивая многочисленными ведомственными нормативными актами. Необходимо отметить, что в коммерческой деятельности в вопросах делопроизводства существует гораздо больше свободы. Основным регулятором для коммерческих организаций является Центральный Российской Федерации (далее – Банк России), который постепенно проявляет все больший интерес к этим вопросам и активно участвует в рамках своих полномочий в решении проблемы долговременного хранения электронных документов. Сейчас уже нереально ожидать создания стройной системы законодательно-нормативного регулирования в области делопроизводства и архивного дела, а тем более архивного хранения электронных документов, которая будет без каких-либо изменений существовать десятилетиями. Необходимо менять подходы к регулированию работы с документами, основываясь, прежде всего на высокоуровневых требованиях, описывающих цели и задачи, и предоставляя владельцам документов возможность самостоятельно определять методы и способы их исполнения. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИВ настоящее время в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в плане мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» предусматривается внесение изменений в федеральные законы «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в иные нормативные правовые акты «в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа»[6]. Работу над законопроектом вела рабочая группа «Создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота», под руководством Банка России. Членами рабочей группы были подготовлены предложения по включению в законодательство:
Законопроект № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)»[7] внесен в Государственную Думу 1 марта 2019 года. Однако то, какими будут нормы закона, покажет только время. ВЫВОДЫ: ВСЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯТем, кто пережил периоды перемен конца 20-го – начала 21-го веков и, начиная с 2009 года, построения электронного правительства, порой кажется, что технические революции и реформы государственного управления и деловой деятельности – и, соответственно, перемены в законодательстве – вот-вот закончатся. Объективный анализ, однако, указывает на обратное: все еще только начинается, на подходе новая волна инновационных технологий, которая затем даст толчок следующей серии реформ в государстве и обществе. Новым поколениям уже не придется жить в условиях, когда лет 20 все оставалось более-менее неизменным, включая законодательство. Теперь самым постоянным фактором является постоянство перемен, и это надо понять и принять. В настоящее время в разной степени готовности находятся более 50 законопроектов, предусматривающих расширение сферы использования электронных документов в деловой деятельности и государственном управлении. Однако столь радикальное и одновременное внесение изменений в различные законы, решая одни проблемы, неизбежно создаст новые, в том числе для управления документами. Обязательно возникнут новые «серые зоны» и новые риски, которые затем придется как-то устранять. Главной проблемой, с моей точки зрения, является то, что для гармоничного развития законодательства требуется совершенствование ключевых федеральных законов, регламентирующих общие вопросы управления документами и информацией. В настоящее время предложение по закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подготовлены, а вот до закона «Об архивном деле в Российской Федерации» пока «руки не дошли». Само собой, после внесения изменений в законодательство потребуется серьезная переработка подзаконной законодательной нормативной базы. Ну а затем, как я уже сказала, «маховик» перемен продолжит раскручиваться. В завершение хочу отметить, что перед обществом уже давно не стоит задача формирования идеальной, беспроблемной законодательно-нормативной базой; нужно хотя бы успевать оперативно реагировать на происходящие вокруг перемены и закрывать проявившиеся серьезные «дыры». Это означает, что деятельность специалистов в области управления документами и архивного дела становится более динамичной, растет потребность в постоянном расширении знаний и повышении квалификации. Жить и работать становится труднее, но интереснее; и для тех, кто способен выдержать такую гонку, открываются профессиональные перспективы, о которых в прошлом веке было трудно даже мечтать.
[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. Распоряжением Правительства РФ от 12.02.2019 № 195-р данное распоряжение признано утратившим силу. [2] Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». [3] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [4] Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321). [5] Порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321). [6] Храмцовская Н.А. Вопросы нормативного регулирования в программе «Цифровая экономика»: Участие Росархива / блог Н.А.Храмцовской, 2 февраля 2018 г., https://rusrim.blogspot.com/2018/02/blog-post_0.html.
|
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |