|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Как построить карьеру успешного персонального ассистента и секретаряСтатья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 9 сентябрь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Элина Воробьева, руководитель Школы референтов университета «Синергия» Вместе с развитием бизнес-среды в России с каждым годом растут и требования к персональным ассистентам. Сегодня это не просто специалист, который оказывает базовую административную поддержку руководителю и выполняет личные поручения. Востребованный персональный ассистент владеет различными компетенциями в области финансов, маркетинга, управления персоналом, проектами и event-менеджмента, способен организовать мероприятие любого уровня, будь то день рождения члена семьи руководителя или деловой прием федерального масштаба. Также в последнее время руководители хотят, чтобы ассистент умел самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних агентств, оказывать travel-support: планировать деловые поездки и отдых с семьей, начиная от бронирования авиабилетов и отелей и заканчивая культурной программой на месте пребывания. Разумеется, основная задача персонального ассистента – это всеми возможными способами избавить босса от операционной загруженности. Можно даже сказать, что его KPI – время, которое он освобождает в графике своего руководителя. Именно поэтому ассистенту крайне важно помогать шефу во всех бизнес-процессах и выполнять личные поручения максимально эффективно. Наряду с профессиональными компетенциями ассистента на первый план сегодня выходят личные качества, проявляя которые можно стать настоящим профессионалом. Я составила топ личных качеств, которые позволят стать для своего босса действительно незаменимым сотрудником.
Подводя итог, хочу заметить: для того чтобы построить карьеру успешного персонального ассистента, конечно, важно ориентироваться на требования рынка. Но первое, с чего стоит начать, – это оценить свой интерес к профессии и желание развиваться в ней.
Камилла Степанова, руководитель административного отдела строительной компании Я окончила факультет журналистики и случайно попала в строительную компанию – поработать на лето секретарем и специалистом отдела кадров в одном лице. Для меня это была новая область деятельности. В компании в ту пору не было ни Интернета, ни старших товарищей и специалистов, у которых можно было бы спросить совета. Я погрузилась в работу, справилась – и задержалась в этой сфере более 10 лет. Сейчас моя должность в строительной компании – руководитель административного отдела. Перечислю компетенции, которые, по своему опыту знаю, должен приобрести персональный ассистент, нацеленный на карьерный рост.
Даже если в приемной царит хаос, бегают все кому не лень, выплескивают свои эмоции, раскидывают документы, выясняют отношения, ссорятся, пытаются попасть к директору – такие ситуации бывают в каждой организации, – секретарь должен сохранять полное спокойствие, не поддаваясь общей панике, разруливать сложные моменты и снижать уровень накала страстей. Он важный винтик механизма, часто ключевой. Руководители и соискатели, которые думают, что секретаря можно принять не глядя, по объявлению, потому что работа нехитрая, здорово заблуждаются! И счастлив тот начальник, который нашел грамотного специалиста.
Анна Чумак, персональный ассистент финансовой корпорации (Москва) Успешный персональный ассистент – какой он? Каждому представляется что-то свое. Для одного успех – это работа на руководителя из списка Forbes. Для другого он напрямую связан с размером оплаты труда, а для третьего – с количеством задач в его ежедневнике. Я ассистент топ-менеджера крупного банка. Моим мерилом успеха стали любовь к делу, которым занимаюсь, степень взаимопонимания с руководителем и личный вклад в обеспечение его эффективной деятельности. Про необходимые качества расскажу, исходя из своего опыта работы на позиции ассистента.
Персональный ассистент – неимоверно интересная, разносторонняя профессия, в которой никогда не будет скучно. С каждым поручением открываются новые грани тебя и окружающего мира. Да, бывает волнительно начинать что-то впервые, бывает сложно, когда работа кипит, но это просто невероятные ощущения, когда понимаешь, как много ты уже сделала, сколько еще впереди и каким ценным сотрудником становишься для своего руководителя, коллег и организации в целом.
Алена Хандичи, менеджер по обучению компании «Майкрософт» (Москва) Сейчас я уже не являюсь ассистентом руководителя – менеджер по обучению, но частично все равно занимаюсь ассистентской работой. У меня психологическое образование. Также я окончила колледж МИД, получив образование секретаря-машинистки со знанием стенографии. Когда училась на 5-м курсе, стала молодой мамой. Отсидев в декрете два года, пошла работать администратором на ресепшен в компанию Accenture. После этого некоторое время занимала должность помощника офис-менеджера в Henkel. Затем меня позвали работать в VIP-приемную компании ТНК-ВР. С этого места и началась моя карьера ассистента. В этой должности проработала почти год. Затем перешла на позицию ассистента отдела в компании «Майкрософт».
Среди качеств, которые необходимы помощнику и ассистенту, хочу выделить стрессоустойчивость, способность работать в режиме многозадачности, открытость и коммуникабельность. Невозможно построить карьеру без умения принимать самостоятельные решения. Правильная коммуникация, грамотное выстраивание взаимоотношений внутри коллектива – над этим можно работать, как и над остальными качествами. Сейчас думаю дальше развиваться в сфере своего образования – психологии. Активно читаю и слушаю современных специалистов из этой области, с большим углублением в нейропсихологию. В целом считаю, что высшее образование мало влияет на выбор профессии, разве что только у вас не было конкретной цели и понимания собственного предназначения с самого начала. Какие качества следует развивать помощнику, если он хочет быть успешен в своем деле? Разные ассистентские позиции предусматривают необходимость разных навыков, но это больше тайм-менеджмент и ораторское искусство. Все очень индивидуально – зависит от компании, менеджера, коллектива.
Наталья Чередниченко, консультант по вопросам аудита, постановки, оптимизации и автоматизации делопроизводства, преподаватель профильных дисциплин для HR-специалистов и секретарей в БПОУ УР «ИТЭТ» (Москва) Работа секретаря связана не только с оформлением и обработкой документов, но и с общением на разных уровнях. Это требует набора определенных деловых и личных качеств.
Мария Волкова, помощник руководителя компании GoodLine (Кемерово) Четкой инструкции «Как стать успешным персональным ассистентом», конечно же, нет. Несмотря на то что в последнее время появились профильные курсы, а некоторые учебные заведения даже разработали профильные образовательные, считаю, что секрет успешной карьеры персонального ассистента зависит не от диплома. На протяжении всей своей деятельности убедилась: только благодаря личным качествам можно стать действительно важным и нужным для своего руководителя. Например, я стала помощником генерального директора крупной IT-компании с высшим образованием инженера-технолога машиностроения, имея опыт работы на административной должности в сфере общественного питания. Как вам такой винегрет? Конечно, трудностей было немало, но мне помогает умение быстро подстраиваться под обстоятельства, молниеносно разбираться в новом, решать все поставленные задачи, быть всегда в хорошем настроении. Вывод: образование не играет ключевой роли! Да, плюсом для руководителя будет, если у соискателя, например, есть диплом юриста. Однако самое важное – быть на одной волне со своим боссом. Я бы сравнила такую работу с браком, когда ты являешься продолжением своего «мужа»: знаешь, что он любит, что его раздражает, как преподнести ему информацию и как ему помочь. Однажды мой директор сказал: «Ты мне нужна, пока у меня есть проблемы». И я с этим полностью согласна. Хороший персональный ассистент – тот, кто готов сделать невозможное для исполнения своих обязанностей.
Мария Никулина, помощник компании «Майкрософт» (Москва) Безусловно, есть целый ряд качеств, которые будут повторяться в любом описании вакансии помощника: организованность, коммуникабельность, ответственность, внимательность к деталям, дисциплинированность, многозадачность и т.п. Многие из них нам даны природой, и в процессе построения карьеры мы их совершенствуем. Другими полезными навыками нам приходится овладевать самостоятельно (компьютерная грамотность и иностранные языки). Без чего, на мой взгляд, не обойтись профессиональному ассистенту?
Марина Егорова, основатель и генеральный директор компании Smart and Talented. Personal Assistants и Школы персональных ассистентов Спрос на личных помощников и ассистентов растет, несмотря на финансовый кризис. Это связано прежде всего с увеличением количества управленческих позиций на рынке труда и универсальностью данного типа сотрудников, их многозадачностью и многоплановостью. Требования к ассистентам и личным помощникам зависят от типа руководителя: для собственников бизнеса важен один перечень качеств, для управляющих менеджеров, наемных сотрудников – другой. При этом базовые компетенции, которые предъявляются как к секретарям, так и к бизнес-ассистентам, одинаковы: ведение документации, тайм-менеджмент, организация рабочих мероприятий, поддержание деловых контактов, управление личными делами босса (личное сопровождение). Личный ассистент (личный помощник) осуществляет, помимо упомянутых выше функций секретаря, контроль сотрудников, исполнение личных поручений руководителя, обеспечение процессов делопроизводства, travel-поддержку, участие во встречах, их протоколирование и т.д. Бизнес-ассистента дополнительно курирует процессы, происходящие в организационной структуре компании, бизнес-процессы взаимодействия кадров, кадрового делопроизводства, сроков исполнения, обеспечивает работу босса в командировках, его участие в переговорах; протоколирует, передает информацию и контролирует. Фактически он является полноправным заместителем руководителя. Часто бизнес-ассистент – смежная профессия с менеджером проекта. Совершенствуя управленческие навыки, сотрудник с позиции бизнес-ассистента переходит на позицию менеджера проектов. Это ассистент, который «вырастает» внутри компании, потому что обладает достаточными знаниями и компетенциями, чтобы осуществлять полноправное руководство офисом, подразделением или филиалом, заниматься организацией процессов на местах, ставить задачи и контролировать их исполнение. Выделяют два типа ассистентов по уровню мотивации и личностным и управленческим характеристикам. Первые считают, что их должность – переходная позиция. Вторые просто любят свою работу. Часто карьеру ассистентов и личных помощников выбирают те женщины, для которых актуальна реализация в повседневной деятельности их природных качеств: заботы, любви. Не существует единого перечня нормативных документов, профессиональных стандартов, регулирующих обязанности личных помощников и ассистентов. Причина здесь не в функциональных недоработках и неочевидном перечне требований к специальности, а в многозадачности и многоспособности специалистов данного профиля. Должность находится на стыке кадрового делопроизводства, финансового планирования, администрирования, менеджмента в туристической отрасли и других областей. Все это делает невозможным унификацию перечня обязанностей в виде каких-либо инструкций. Можно сказать, что профстандарт «разрабатывается индивидуально конкретным руководителем». Личные ассистенты и помощники, таким образом, могут быть полностью вовлечены в бизнес и выполнять управленческие функции или же выполнять исключительно вспомогательные роли (организация личного пространства босса, travel-поддержка, переводы и т.д.). Чаще всего на месте ассистента или личного помощника руководители хотят видеть стройную ухоженную женщину. Однако современные тенденции таковы: если раньше боссы на эту должность нанимали молодых девушек, то теперь отдают предпочтение специалистам 30–35 лет. В качестве причин подобного выбора руководители называют следующие: у женщин есть этого семья и дети, а значит, они реже уходят в декретный отпуск; они нацелены только на работу, больше думают, чем поддаются эмоциям, масштабнее мыслят, не боятся брать на себя ответственность; снижается риск неформальных отношений на рабочем месте (женщины старше 30, как правило, не заинтересованы в чем-либо, кроме стабильной работы и зарплаты). Обычно работодателям требуется опыт по специальности, умение осуществлять функции личного помощника, быстрая реакция, сообразительность, ум, способность систематизировать информацию, искусство ведения переговоров, тайм-менеджмент и прочие управленческие навыки в том случае, если человек пошел по карьерной лестнице выше. Не менее важны наличие профильного высшего образования, знание языков (порой нескольких), готовность к командировкам и ненормированному графику работы (умение совмещать семью и работу; наличие семьи является преимуществом, а дети должны быть старше трех лет), возраст (сотрудница старше 30 привносит в имидж компании элемент стабильности). Наметилась тенденция к узкоспециализированному подходу к построению, планированию карьеры и запросов клиентов на консультирование в этом направлении. Сейчас, например, кадровое агентство значительно выигрывает, когда позиционируется как официальный клуб для консультирования и поддержки профессионалов в одной отрасли деятельности. Таков подход компании Smart and Talented. По заработной плате. Средняя по рынку: секретарь 40 000–70 000 руб.; личный помощник без знания английского языка 80 000–100 000 руб., со знанием английского и графиком работы 24/7 – 120 000–170 000 руб.; помощник Family Office (руководитель семейного офиса) 150 000–250 000 руб.; бизнес-ассистент 120 000–180 000 руб.; менеджер проектов 150 000–200 000 руб. |
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |