|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Пять ошибок в обращении с приказами: как их избежатьСтатья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 12 декабрь 2024.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Палитра ошибок, которые чаще всего допускают секретари и сотрудники других подразделений при работе с приказами организации, разнообразна. Но мы рассмотрим те, которые действительно могут повлечь за собой последствия. Не обязательно это будет штраф. Беспорядок в документах, часы, затраченные на поиск какого-то приказа за прошлый год, репутация конторы, которая не умеет оформлять свои документы, – тоже немалое наказание для уважающей себя организации. Впрочем, и штрафы не исключены. Например, если перепутать категории и уничтожить приказы по личному составу раньше, чем истечет 50-летний срок их хранения, то это прямое основание для наложения на компанию штрафа по ст. 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В статье мы будем оперировать понятиями «распорядительные документы» и – для краткости – «приказы». Договоримся с читателями, что если не оговорено другое, то под приказами понимаем то же, что и под распорядительными документами – то есть и приказы, и распоряжения.
А также поговорим о возможных последствиях каждой ошибки. Одно из них – штрафы по ст. 13.20 и 13.25 КоАП РФ. Статья 13.20 КоАП РФ «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов» (за исключением случаев, указанных в ст. 13.25 КоАП РФ) предусматривает штраф за то, что документы в организации присутствуют, но система их архивного хранения не выстроена. Нет номенклатуры дел и архивных описей, документы не систематизированы и не подшиваются и т.д. Сумма штрафа – от 3 до 5 тыс. руб. – для должностных лиц, от 5 до 10 тыс. руб. – для организации. Очевидно, что суммы ничтожны (и это они еще были увеличены в 10 раз в 2020 году!). Поэтому не так страшен штраф, как предписание быстро устранить обнаруженные нарушения. А вот на это уже придется серьезно потратиться. Статья 13.25 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах» применяется, если компания не сохранила свои документы: они были утрачены, несвоевременно уничтожены, погибли из-за ненадлежащего хранения и в ненадлежащих условиях и т.д. Штраф по этой статье составляет от 2,5 до 5 тыс. руб. – для должностных лиц, от 200 до 300 тыс. руб. – для организации. Ошибка 1. Не соблюдать правила составления текста приказаВ чем заключается ошибкаПриказы оформляются не так, как предписано делопроизводственными правилами. Для приказов не используется бланк организации или они распечатываются на бланке для писем. Возможные последствияНезначительные ошибки в оформлении не критичны, разве что демонстрируют непрофессионализм автора-исполнителя. Очень обидно, если это секретарь – порой единственный человек в компании, который управляет документированной информацией. Критичными ошибками можно назвать отсутствие идентификатора документа (бланка, наименования вида документа), неверно оформленную задачу, отсутствие подписи или подписание электронного документа электронной подписью с просроченным сертификатом. Здесь уже страдает юридическая сила документа, и само его существование сводится к нулю. Как нужно делатьПравила оформления распорядительных документов лучше всего изложены в Примерной инструкции по делопроизводству[1], а правила оформления реквизитов – в ГОСТ Р 7.0.97-2016[2]. Для приказов ГОСТ Р 7.0.97-2016 предписывает утвердить в организации специальный бланк и даже приводит его образец. На этом бланке может быть эмблема (логотип) организации, но не должно быть справочных данных – адреса, телефонов, ОГРН, ИНН и пр. Приказ – внутренний документ, и надо полагать, что сотрудники организации в курсе адреса и номеров телефонов своей работы. Текст приказа обязательно начинается с преамбулы – основания издания документа. Не нужно относиться к преамбуле формально. Наоборот, работа над ее формулировкой помогает автору текста структурировать информацию и зафиксировать то, что стало причиной для работы над приказом.
Читайте дополнительно:
[1] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44). [2] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». |
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Секретарь-референт». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |