Практикум «Проверьте свое знание правил подготовки и оформления докладных и объяснительных записок»
Вопросы практикума:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1. Что такое докладная записка? Дайте определение.
Докладная записка — это документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, о выполненной работе.
В зависимости от содержания докладной записки автор может изложить в ней выводы, предложения или ограничиться простым изложением фактов.
2. Есть два термина: докладная записка и служебная записка. Чем они отличаются?
Термин «Докладнаязаписка» встречается в ГСДОУ[1], а также имеется в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93[2] (ОКУД). Правда, упоминается он в классификаторе только один раз: в разделе «Документация по оформлению дисциплинарных взысканий» под кодом 0286041 указана Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины.
Термин «Служебная записка» не упоминается ни в ГСДОУ, ни в ОКУД, поэтому считается, что он не имеет официального статуса. Однако в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения[3] служебная записка упоминается в двух статьях:
· ст. 408. Документы (акты, докладные и служебные записки, переписка) о нарушении правил внутреннего распорядка со сроком хранения 1 год;
· ст. 469. Документы (акты, справки, докладные и служебные записки, заключения, переписка) о пропускном режиме организации со сроком хранения 5 лет.
И это не случайно: в настоящее время служебные записки широко применяются в практике работы организаций.
Служебные записки оформляются с той же целью, что и докладные записки, и по тем же правилам.
[1] Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (1988 г.).
[2] Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299.
3. Перечислите основные реквизиты внутренней докладной записки. На каком бланке можно ее оформить?
Внутренние докладные записки оформляются на стандартном листе бумаги формата А4. Основные реквизиты докладной записки:
· наименование структурного подразделения;
· наименование вида документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
· дата документа;
· регистрационный индекс документа, если в организации регистрируются внутренние докладные записки;
· адресат;
· заголовок к тексту, если текст достаточно объемный или если составитель считает целесообразным его оформление;
· текст документа;
подпись составителя.
4. Чем отличается оформление внешних докладных записок?
В отличие от внутренней внешняя докладная записка оформляется на общем бланке организации (на котором обязательно имеется наименование организации — автора документа), подписывается руководителем организации, регистрируется как исходящий документ и имеет отметку об исполнителе.
5. Перечислите три вида докладных записок в зависимости от их содержания. Каковы их цели?
По содержанию докладные записки подразделяются на:
1) инициативные;
2) информационные;
3) отчетные.
Цель инициативнойдокладной записки — побудить руководителя принять определенное решение. Поэтому текст ее четко делится на две части:
· вводная часть, в которой описываются события или факты, послужившие основанием для создания документа, возможно, анализ возникшей ситуации;
· заключительная часть, в которой излагаются выводы, предложения, конкретные меры, которые необходимо предпринять.
Информационная докладная записка составляется с определенной регулярностью и содержит информацию о деталях, результатах или методах выполнения работы.
Отчетные докладные записки информируют о завершении работы, ее этапа, выполнении указаний, распоряжений и т.п.
Информационные и отчетные докладные записки могут включать только первую часть текста.
6. Может ли быть оформлена на докладной записке резолюция руководителя?
Да, руководитель в своей резолюции указывает:
· какие меры следует принять, или
· какие мероприятия необходимо провести, или
какой документ нужно подготовить (например, приказ).
7. Что такое объяснительная записка? Дайте определение.
Объяснительная записка — это документ, который составляется для пояснения отдельных положений выполненной работы (проекта, отчета и др.), а также при возникновении нештатных ситуаций, нарушениях трудовой и производственной дисциплины, проступках и др.
Объяснительная записка упоминается в ГСДОУ в перечне документов, адресованных руководству. В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) в разделе «Документация по оформлению дисциплинарных взысканий» под кодом 0286091 указана «Объяснительная записка о нарушении трудовой дисциплины». Дважды упоминается объяснительная записка и в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения:
· ст. 343. Документы (справки, докладные и объяснительные записки, копии приказов, выписки из приказов, заявления, командировочные удостоверения и др.), не вошедшие в состав личных дел со сроком хранения 5 лет и
ст. 413. Документы (акты, докладные и объяснительные записки, заявки, списки, переписка) о выдаче, утрате удостоверений и пропусков в организацию со сроком хранения 1 год.
8. Чем отличается объяснительная записка от докладной записки?
В отличие от докладных записок объяснительные записки чаще всего не содержат выводов и предложений автора. Текст объяснительной записки должен содержать описание фактов или событий, послуживших поводом к ее написанию, подробное объяснение происшествия, доводы и аргументы, которые могут оправдать (или смягчить) проступок работника или подтвердить какие-то факты.
9. Какие две разновидности объяснительных записок Вы знаете?
Выделяют две разновидности объяснительных записок:
· по производственным вопросам (при возникновении каких-либо нештатных ситуаций в процессе производственной деятельности, при нарушении производственной дисциплины) и
по трудовым правоотношениям (например, при нарушениях трудовой дисциплины, совершении проступков).
10. Перечислите реквизиты объяснительной записки.
Реквизиты объяснительной записки:
· наименование структурного подразделения;
· наименование вида документа (ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА);
· дата (дата составления);
· заголовок к тексту (в предложном падеже, начиная с предлога «О» или «Об»);
· адресат;
· текст;
подпись автора.
11. Является ли обязательным реквизитом в объяснительных записках заголовок к тексту документа?
Заголовок к тексту надо оформить, если текст достаточно большой или если составитель считает это целесообразным.
12. Что следует указать в реквизите «Адресат» при оформлении объяснительной записки?
В реквизите «Адресат» указывается должность, инициалы и фамилия руководителя, которому направляется документ.
13. Что указывается в тексте объяснительной записки?
В тексте объяснительной записки дается описание фактов, послуживших поводом к написанию документа, а также аргументы, объясняющие происшествие, смягчающие проступок работника или подтверждающие какие-то факты, так как главная задача объяснительной записки — аргументированно пояснить причины нарушений.